Как и кожа лица, губы нередко отражают общее состояние здоровья. Красивая, гладкая красная кайма губ
свидетельствует о здоровье. Синюшный оттенок часто является признаком заболевания сердечно-сосудистой системы,
легких и т. д. Сухость и трещины обычно свидетельствуют о воспалении красной каймы, о недостатке витаминов, в
частности витамина В2.
Нередко даже простая нехимическая помада вначале может вызвать сухость красной каймы губ, а затем воспалительную
реакцию, вплоть до резко выраженного раздражения, выходящего за пределы непосредственного контакта. Если в
первом случае развиваются явления так называемого контактного воспаления, то во втором отмечается развитие
повышенной чувствительности и появление аллергической реакции. Очевидно, содержащаяся в помаде краска или ее
основа (в отдельных случаях это может быть и пластмасса съемных зубных протезов, зубные пасты, прикосновения к
губам цветов — герани, примулы, лютика и т. д.) способны вызвать у отдельных лиц аллергическое воспаление. При
развитии воспаления необходимо тут же удалить остатки губной помады и 2—3 раза в день смазывать красную кайму
фторокортом, синоларом, флуцинаром или другой кортикостероидной мазью.
Если воспаление продолжается, на ночь рекомендуется очищать губы оливковым маслом и применять перед сном
примочки из настоя ромашки, прикладывая к губам смоченную в нем ватку.
Учитывая, что губы постоянно подвержены воздействию ветра, солнца, жары, холода и других факторов внешней среды,
следует постоянно применять меры профилактического ухода за ними.
Вредная привычка облизывать губы, прикусывать их, повреждая нежную красную кайму, нередко является причиной
развития сухости и создания питательной среды для возбудителей инфекции. От длительного пребывания на холоде
сосуды слизистой оболочки и красной каймы губ суживаются, кровоснабжение ухудшается, возникает сухость, а
нередко шелушение и мелкие трещины. Облизывание губ языком усугубляет этот процесс, поэтому прежде всего
необходимо избавиться от вредной привычки.
Постоянно надо смазывать красную кайму жиром, лучше растительным маслом (оливковым, кукурузным, маслом-какао)
или кремом («Спермацетовый», «Ланолиновый»), можно использовать также гигиеническую бесцветную губную помаду.
Все эти средства не только предупреждают развитие воспаления, смягчая и защищая красную кайму, но и способствуют
разрешению уже возникшего воспаления. Смазывать губы глицерином ни при каких обстоятельствах не рекомендуется
(даже здоровые губы), так как он вызывает или усиливает сухость кожи губ и красной каймы.
Нередко воспалительная реакция красной каймы губ у отдельных лиц возникает в результате повышенной
чувствительности к солнечным лучам. В этих случаях профилактическим защитным действием обладают фотозащитные
кремы «Луч» и «Щит», которыми сма-зывают красную кайму губ при выходе на улицу. Заболевание губ вызывается и
поддерживается недостатком витаминов в организме, курением, плохим уходом за полостью рта и другими причинами.
Если вовремя не принять радикальных мер, сухость и шелушение красной каймы и кожи губ переходят в воспаление,
принимая иногда хроническое течение. При развитии воспалительного процесса в области красной каймы губ или при
возникновении сухости нельзя пользоваться губной помадой, особенно полухимической или химической. Прежде всего
следует обратиться к специалисту — дерматологу или косметологу — и лишь в крайнем случае до осмотра врачом
воспользоваться гигиеническим бесцветным карандашом.
Нередко можно обнаружить, что у женщин, не пользующихся помадой, красная кайма губ моршинистая, сухая (особенно
если женщины курят). Губная помада смягчает ее и защищает от факторов метеорологических воздействий.
Перед сном при очистке кожи лица губную помаду также необходимо снимать растительным маслом или питательным
кремом. Тем, у кого наблюдается сухость красной каймы губ, перед наложением губной помады рекомендуется смазать
губы гигиеническим карандашом или питательным кремом. Это можно посоветовать, также женщинам, которые вообще не
применяют помады.
Приводим состав смягчающей мази для красной каймы губ, которая служит не только хорошей защитой, но и
придает ей блеск: борного вазелина 1 чайная ложка, касторового масла 3/4 чайной ложки.
Эту мазь можно наносить на красную кайму губ 2-3 раза в день после еды, перед выходом на улицу, или смазывать ее
очень тонким слоем перед наложением губной помады.
При нанесении на лицо питательного крема необходимо смазать и красную кайму губ, слегка похлопывая по ней
кончиками пальцев обеих кистей сначала попеременно, затем одновременно, как бы вбивая крем, пока красная кайма
губ не приобретет жирного блеска.
При наличии сухости и чешуек в области красной каймы губ рекомендуется мазъ следующего состава: масла-какао 7 г,
пчелиного воска Зги оливкового масла 10 г.
Умело наложенная губная помада придает выразительность всему лицу. Она освежает и украшает всех без исключения,
но в разной степени, в зависимости от того, насколько искусно женщина ею пользуется.
Красивыми считаются губы не очень толстые и не очень тонкие, правильной формы и с ясно очерченным контуром.
Самое важное при окраске губ именно подчеркнуть их контур: это и придает им законченную выразительность.
Особенно важен контур верхней губы, который должен быть оформлен. тщательно проведенной тонкой линией. Если
форма губ не идеальная, необходимо произвести маленькие поправки. С тем, чтобы замаскировать природный
неправильный контур, применяют жидкую и сухую пудру, а также специальные карандаши, цвета кожи или бесцветные.
Затем красным тонким карандашом очерчивают нужный контур губ. Это следует делать осторожно и умело, чтобы губы
имели и естественный вид, и красивую форму (рис. 41).
Рис. 41. Обводим контур губ
Проведенная полоска не должна быть очень яркой и заметной. Обводить карандашом можно и в том случае, если форма
губ не меняется.
Оформить контур губ можно также сразу, тщательным наложением губной помады, которой индивидуально пользуется
женщина и которая более всего ей подходит. В обоих случаях, начиная от угла рта, одним легким штрихом проводится
карандашом одна линия до середины верхней губы с одной и такая же линия с другой стороны. Контур нижней губы
оформляется от одного угла рта к другому одной линией. Разрывать ее на отдельные мазки не следует, хотя так
поступают иногда женщины, когда хотят лишь слегка подкрасить губы (рис. 42).
Рис. 42. Правильный прием нанесения
губной помады
Между тем для такой легкой подкраски достаточно сделать следующее: двумя ровными штрихами (без предварительного
обведения контура) нанесите слой помады на верхнюю губу, придавая ей нужную форму, а потом соедините губы и
слегка прижмите их друг к другу. Чтобы придать губам более четкий контур, можно сверху слегка подправить их,
пользуясь специальным карандашом. При желании подкрасить губы ярче можно либо сразу смазать их помадой, либо
сделать это уже после обведения контура.
Нередко женщины задают вопрос, какую губу — верхнюю или нижнюю — надо покрашивать ярче. Рекомендуется несколько
ярче подкрашивать верхнюю губу при условии, что она не выдается вперед.
В этом и состоят правильные приемы окрашивания красной каймы губ. Ни в коем случае нельзя сразу Наносить помаду
толстым слоем, а потом класть между губами листок чистой бумаги, чтобы снять лишнюю краску. Этот способ
уничтожает молодящий лицо блеск помады, искажает красоту естественного цвета, лишает губы жира, эластичности. К
нему можно прибегнуть только из опасения оставить след на посуде, из которой вы пьете.
При наличии сухости красной каймы губ перед наложением губной помады рекомендуется смазывать губы бесцветным
жирным гигиеническим карандашом. Его можно применять всем женщинам независимо от того, красят они губы или нет.
Как подобрать наиболее подходящий оттенок губной помады? Надо учитывать цвет кожи, волос, возраст, время суток и
сезонность, а также характер одежды, цвет лака для ногтей и даже украшений. У каждой женщины должно быть по
меньшей мере два губных карандаша: дневной (тоном светлее) и вечерний (темнее, но не темный). Как известно,
светлая помада молодит, а темная старит, как и весь темный грим в целом. Ближе всего к натуральному и очень
украшает лицо, делая его женственным и обаятельным, средний пастельный мягкий тон. Он не красный, не лиловый, не
желтый, а скорее нечто среднее между розовым кораллом и розовой альпийской фиалкой, свежий, неяркий. Иногда
женщины подбирают себе нужный тон, пользуясь двумя помадами одновременно. Надо пытаться комбинировать разные
цвета, учитывая, какие из них являются для вас наиболее благоприятными.
Рис. 43. Припудривание красной каймы губ
Как правило, светлые тона (коралловые) идут блондинкам, шатенкам — промежуточные, брюнеткам — более темные тона
губной помады цвета малины (цикламен). Однако мода последних лет показала, что днем более светлые тона губной
помады, как и светлые тона одежды, идут почти всем, независимо от возраста и сезона. Вечером при электрическом
освещении тона должны быть несколько темнее, но не совсем темными, ибо темные тона губной помады старят почти
всех без исключения. У некоторых женщин, особенно пожилого возраста, еще осталась привычка применять темную
помаду, но никогда не поздно постепенно заменить ее помадой среднего, мягкого тона.
В тех случаях, когда губы влажные (например, после еды), а прежний мазок оставил на них темноватый,
непривлекательный оттенок, можно перед вторичным наложением помады слегка припудрить губы (рис. 43). Если
карандаш для оформления контура губ совершенно не подходит по цвету к вашей губной помаде, можно использовать
стерильную глазную стеклянную палочку. На кончик палочки берется немного помады, и по нужной линии обводится
контур губ, затем этой же палочкой помада растирается на губах (рис. 44). Стеклянная палочка при этом незаменима
— она отлично выполняет свою задачу, а приглаженная ею помада еще больше блестит. Растирать губную помаду
пальцем не следует.
Рис. 44. Нанесение губной помады
стеклянной палочкой
Известно, что имеется губная помада химическая, полухимическая и нехимическая. Химические помады в результате
взаимодействия со слюной быстро меняют свой цвет, но при этом они очень стойкие. Их обычно употребляют, если
предстоит ужинать или обедать в гостях, т. е. в тех случаях, когда требуется более длительное и стойкое
сохранение окраски губ. Химическая помада может быть полупрозрачная, светлая или даже желтая («хамелеон»), но
при окрашивании она дает вначале розовый тон, а потом резко темнеет. Ею не рекомендуется пользоваться ежедневно.
Полухимические помады меньше меняют свой цвет, но тоже сравнительно устойчивы. Все химические
помады, и даже полухимические, сушат губы, и многие женщины совсем не могут пользоваться ими. Мягкие жирные
нехимические помады, содержащие высококачественные жиры, безвредны. Они хорошо окрашивают красную
кайму губ и почти не меняют цвета.
Итак, каждая женщина, зная требования и приемы, которые указаны выше, должна найти свою линию и свой цвет
помады, которые ей больше всего подходят. Но всегда следует помнить: верхнюю губу нельзя окрашивать в виде
прямой линии, надо обязательно подчеркнуть красивый изгиб середины губы, обрисовав нужный контур. Верхняя губа
играет главную роль. Поэтому, если она мало заметна, следует обводить контур чуть выше природной линии и затем
окрашивать. В противном случае окрашивание красной каймы губ не дает желаемого эффекта.
В связи с изложенным можно, заключая этот раздел, рекомендовать следующее:
-
Если губы толстые, необходима помада пастельных тонов, так как от темных цветов губы кажутся еще толще.
Карандашом для контура обводим линию губ, делая их значительно меньше по сравнению с действительными размерами
(рис. 45а). Края перед окраской необходимо покрыть жидкой пудрой или пудрой в камне. Губную помаду накладывать
равномерно по контуру губ.
-
Длинный плоский рот делает лицо суровым. Он требует изменения контура и помады мягких тонов. Сначала жидкой
или сухой пудрой обильно запудриваем уголки рта, верхнюю и нижнюю линию. Карандашом для контура сужаем углы
рта и окрашиваем губы шире их естественного контура (рис. 456).
-
Прямая, плоская поверхность верхней губы требует помады среднего тона. Запудриваем верхнюю часть губы, рисуем
контур выше и делаем изгиб посередине — это украшает рот (рис. 45в)
-
Маленький рот: более темной помадой удлиняем углы рта и подкрашиваем губы шире естественной формы (рис. 45г).
-
Выдающаяся вперед нижняя губа придает лицу злобное или капризное выражение. Поэтому ее надо окрашивать по
контуру меньшего размера, а верхнюю губу покрасить шире, т. е. обрисовывать ее выше естественного контура
губной помадой среднего тона (рис. 45д).
-
Выдающаяся вперед верхняя губа делает лицо неприветливым. Верхнюю губу надо тогда окрашивать меньше ее
естественного размера, тоном темнее, чем нижнюю, покрыв ее предварительно жидкой пудрой или пудрой в камне.
Нижняя губа в этом случае должна быть подкрашена больше естественного размера (рис. 45е).
-
Опущенные углы рта придают лицу недовольный или разочарованный вид. Чтобы скрыть этот недостаток, надо перед
наложением губной помады запудрить их и, не окрашивая до конца, подчеркнуть нормальный контур губ размером
чуть меньше естественного, цветом средней тональности (рис. 45 ж).
Рис. 45. Изменение формы красной каймы губ